Горную породу, извлекаемую при проходке выработок на поверхность, необходимо перемещать от устья выработок до отвалов, а полезное ископаемое - до погрузочных бункеров или складов.
При проходке разведочных шурфов с использованием шурфопроходческих кранов породу от устья до отвалов перемещают в бадье при повороте стрелы крана. Если вместимости отвала оказывается недостаточно, то породу из отвала периодически перемещают бульдозером.
Самым простейшим средством механизации транспортных операций при проходке разведочных шурфов являются ручные разборные воротки, которые находят еще иногда применение в практике ведения работ в труднодоступных районах. Вороток оснащается канатом диаметром 8 - 10 мм, имеет массу около 100 кг.
Для подъема породы при проходке неглубоких шурфов наиболее эффективно применение воротков с механическим приводом или механических подъемников.
Подъем породы, доставка материалов, спуск и подъем людей при проведении глубоких шурфов производятся с использованием проходческих лебедок, установленных на передвижных проходческих копрах. Лебедки оборудованы рабочими и аварийным тормозами, имеют достаточную грузоподъемность и канатоемкость барабана.
Производственный процесс проведения разведочных выработок как неотъемлемую и важнейшую часть включает транспортирование грузов - породы, полезного ископаемого, людей, оборудования, материалов.
По месту работы транспорт подразделяется на подземный (перемещение грузов по горным выработкам) и транспорт на поверхности (перемещение грузов на поверхности от устья ствола, штольни, шурфа). Большая часть транспортных операций приходится на долю подземного транспорта, работающего в специфических условиях. Их отличительными чертами являются: стесненность и непостоянство рабочего места, большая разветвленность, сложность профиля и криво линейность трассы транспортных путей; абразивность перемещаемых грузов, возможность механических перегрузок и повреждений, повышенная влажность, химическая активность шахтных вод и др.
Машины для погрузки породы работают в специфических условиях, в связи с чем при их эксплуатации предъявляются повышенные требования к соблюдению правил безопасности.
К управлению погрузочными, погрузочно-транспортными машинами и скреперными установками допускаются только лица, имеющие специальные удостоверения и прошедшие специальный инструктаж по безопасному применению оборудования с дизельными двигателями, если такое оборудование применяется в подземных условиях.
В процессе погрузки породы кромка развала постепенно перемещается к забою. Поэтому при использовании погрузочных машин на колесно-рельсовом ходу для передвижения машины вслед за перемещающимся развалом возникает необходимость в наращивании рельсовых путей. Поскольку нормальная длина рельсов составляет 8 м, то непосредственно у забоя применяют выдвижные рельсы длиной 4 или 8 м. Их укладывают повернутыми на 90° внутри ранее уложенного звена основного пути. Во время работы машины реборды ее колес перемещаются по шейкам выдвижных рельсов. Выдвигание рельсов производят ковшом погрузочной машины. Для лучшего внедрения в развал породы концы рельсов выдвижного звена заостряют.
Наиболее эффективным средством механизированной погрузки породы при проведении таких разведочных выработок, как штольни, штреки, квершлаги, реже рассечки, являются погрузочные машины. По характеру работы погрузочного органа они подразделяются на машины периодического и непрерывного действия. Отечественные погрузочные машины периодического действия имеют погрузочный орган в виде ковша, а непрерывного действия - в виде двух парных нагребающих лап.
Погрузка породы является одним из основных технологических процессов при проведении подземных выработок. Этот вид работ в зависимости от применяемой технологии занимает в горизонтальных выработках 30 - 55% времени проходческого цикла и примерно столько же - всех трудовых затрат. В вертикальных выработках удельный вес погрузки в общем балансе продолжительности и трудоемкости проходческого цикла достигает 70% и более. Поэтому исключительно важное значение имеет механизация погрузочных работ, обеспечивающая более комфортные условия труда проходчиков, рост производительности и повышение скорости проведения выработок.